Image SPb

Профессия имиджмейкер

Число людей, называющих себя имиджмейкерами, возрастает сегодня в геометрической прогрессии. Это возможно потому, что у нас до сих пор эта специальность не кодифицирована, а потому любой может именовать себя имиджмейкером. В этом особенно преуспевают «пиарщики», т.е. специалисты, занимающиеся в профессиональной сфере так называемыми связями с общественностью, или, используя англоязычный термин, представители «паблик рилейшнз». За ними следуют психологи, затем – стилисты, визажисты, дистрибьюторы различных косметических фирм. В Москве и в других городах нашего отечества можно встретить рекламные щиты, с которых обещают, что, побывав у модельера или парикмахера, клиент обретёт небывалый для него имидж.

В тех странах, где уровень жизни достаточно высокий, у людей возрастает спрос на инвестирование в самих себя. Реально это выражается в том, что растёт число салонов красоты и фитнес-центров, огромный интерес вызывают новые разработки модельеров, значительно прибавилось работы у косметологов и медицинских эстетов. В итоге это стимулирует требовательность людей к своему внешнему виду, к своей ухоженности в целом. Всё это не может не усиливать спрос на личностных дизайнеров, так я образно называю имиджмейкеров, благодаря усилиям которых каждый, даже если природа и родители обделили его внешними данными, мог бы обладать личным обаянием. Достижимость этого для каждого человека, при условии, что он готов сам приложить усилия, может гарантировать имиджмейкер – в этом и состоит его профессиональное предназначение.

К сожалению, даже самые сильные стилисты и пиаровцы, создавая образ какой-то эстрадной звезды или политического деятеля, редко наделяют их «личным обаянием». Они делают их более яркими, броскими, порой преднамеренно эпатажными, но не тёплыми по-человечески, притягательно духовными. Пока в шоу-бизнесе и в политике хороши все средства, которые оправдывают цель. Но для этого не нужен имиджмейкер. Такой работой занимаются пиаровцы, политические маркетологи, шоу-рекламисты, стилисты. Имиджмейкер – это особая профессия. Прежде всего потому, что он занимается созданием не образа, а личностного облика.

Имиджмейкер – специалист, создающий эстетически привлекательный облик, учитывающий, что в каждом человеке есть положительные черты, которым надо придать, говоря современным языком, добротный «товарный вид». Нельзя, конечно, надеяться на то, что имиджмейкер способен превратить любые недостатки людей в их достоинства. Однако он может помочь их скрыть – и это уже немало.

У русского философа А. Лосева есть высказывание о том, что человеческая личность отражает в себе всеобщую стихию божества. Фридрих Ницше, наоборот, утверждал, что многое внутри человека похоже на устрицу – отвратительную и скользкую, а потому благородная скорлупа должна за неё заступиться. И он призывал словами одного из своих литературных героев учиться искусству: «...иметь скорлупою прекрасный признак и мудрое ослепление». Владеть таким искусством и помогать людям, вызывая у других людей благоприятное впечатление, – главное профессиональное умение имиджмейкера.

Известно, что жить своим умом всегда не просто. Ещё сложнее побеждать в себе негативное и светиться людям своими достоинствами. Как говорил знаменитый модельер Джанни Версаче: «Во всём мире не найдётся ни одной женщины, у которой не было бы ни одной привлекательной черты». Мне представилась возможность в Московском институте психотерапии и клинической психологии рассказать о практике использования технологии самопрезентации для преодоления фрустрационных и депрессивных состояний своих клиентов. Присутствующие специалисты согласились, что умение найти в человеке положительные качества, создать вокруг него ауру внимания – всё это имеет мощное психотерапевтическое воздействие. Ощущение здорового интереса к себе в процессе общения возбуждает у человека душевный оптимизм. Чем устойчивее его проявление в человеке, тем он более психически уравновешен и психологически уверен в себе. То есть создаётся то «постоянство внутренней среды человека», о котором говорится в книге И.И. Мечникова «Этюды оптимизма». Об этом писал В. Распутин: «Одно дело – беспорядок вокруг, и совсем другое – беспорядок внутри себя». Вот почему человекосбережение и личностное возвышение – это постоянные проблемы, которые призван решать имиджмейкер, создающий личностно-индивидуальные облики.

В Лиге профессиональных имиджмейкеров проводятся индивидуальные и интерактивные групповые консультации по подготовке имиджмейкеров. Число специалистов, занимающихся дизайном одежды, косметологией, визажем, парикмахерством, прошло через нас немалое, но только несколько человек получили наше признание как имиджмейкеры. Все остальные представлены нами как консультанты по имиджу.

Президент Лиги профессиональных имиджмейкеров,
декан факультета «Паблик рилейшнз»,
заведующий кафедрой имиджелогии Института индустрии моды,
доктор философских наук, академик,
заслуженный деятель науки РФ В. Шепель

Цитаты из книг "Домашний имидж-консультант", "Профессия Имиджмейкер".