Image SPb

Что такое имидж?

Понятие “имидж” давно на слуху у всех, чей род занятий так или иначе связан с общением. Однако, если вы спросите у нескольких своих знакомых, что, по их мнению, можно назвать имиджем, то получите множество ответов. Один скажет, что имидж – стильная прическа и хороший костюм, другой – что это манеры поведения человека на публике. Третий будет уверен: имидж - это нечто связанное с пиар-технологиями. Но ни одно из вышеприведенных мнений не раскрывает нам истинного значения понятия имидж.

В точном переводе с английского “имидж” – это образ, изображение. Для нас же это непосредственно или преднамеренно создаваемое впечатление о личности или социальной структуре. При таком толковании термина имидж наиболее адекватным эквивалентом его в русском языке можно считать не образ, который по В.И. Далю следует понимать как нечто твердое, устоявшееся, а облик, определяемый ученым как собирательная характеристика личности, которая проявляется через её внешние данные.

Человеку, заботящемуся о своем имидже важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и менталитетная содержательность личности, которая внешне незаметна, но хорошо улавливается другими людьми.

Полемизируя с известным высказыванием Николо Макиавелли можно утверждать, что имидж – это не “личина, прикрывающая истинное лицо человека”, а вся совокупность внешних данных и речевых проявлений, благодаря которым наиболее ощутимо фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики его носителя.

Эффект имиджа базируется на таком продукте нашего восприятия как впечатление. Это эмоциональный всплеск, чувственное озарение. В дальнейшем к имиджу проявляется оценочное, т.е. рационально взвешенное отношение на уровне представлений и понятий.

Велика роль впечатления в психологическом принятии имиджа. Этого этапа в восприятии человека человеком нельзя избежать. Такова закономерность работы нашей психики. Не случайно при создании имиджа самое серьёзное внимание уделяется наглядно-выразительным характеристикам человека: физическим данным, одежде, манерам и речи. Даже существует формула 80:20, где первая цифра определяет значение в восприятии человека первых трех характеристик, а вторая – речи. Приведу один пример: при приёме на работу «эффект впечатления», который срабатывает за 30 – 40 секунд, может повлиять на стартовую зарплату работника – от 5 до 20 процентов она в этот момент прибавит или потеряет! Таким образом, известное выражение «уметь показать себя» в деловой практике приобретает весьма осязаемый смысл. В деловой сфере есть ряд профессий, где положительный имидж - один из критериев профессиональной пригодности.

Джонатан Свифт утверждал: «Блистать в обществе дано немногим, но большинство людей могут быть приятными». Убежден, что в стремлении любого человека достичь значительного успеха в жизни должна быть заложена чёткая ориентация на эффект личного обаяния.

Кто обладает настоящим обаянием, тот реально ощущает и осознаёт эффект успеха: доброжелательное, а нередко восхищённое отношение людей, своё очевидное воздействие на их мысли и настроения. Эффект личного обаяния у политического деятеля – это популярность, у предпринимателя – устойчивая конкурентоспособность, у врача – облегчение страданий людей. А вот как эффект личного обаяния оценивают школьники. У младшеклассников обаятельный учитель ассоциируется с понятием «добрый», у подростков – «справедливый», а у старшеклассников – «современный».

Имидж помогает успешно решать множество жизненно важных проблем: добиваться успеха в работе, в семье, в общественной деятельности. Правильно выстроенный имидж может помочь с меньшими морально-психологическими издержками адаптироваться в новом трудовом коллективе или в случайной компании. Благодаря имиджу можно затенить недостатки своего лица и фигуры, сделать более выразительными свои человеческие и профессиональные достоинства. Вспомним Марка Бернеса. Вокальные данные скромные, а популярность певца была очень велика. В чём причина его признания? В душевности, искренности, в том, что он был (или казался) таким же, как слушатели.

Есть ещё одно предназначение имиджа: его маргинально-социетарная функция, технологичное использование которой позволяет успешно стереть возрастные рубежи человека, что позволяет ему вести активный образ жизни, быть включённым в профессиональную деятельность.

Президент Лиги профессиональных имиджмейкеров,
декан факультета «Паблик рилейшнз»,
заведующий кафедрой имиджелогии Института индустрии моды,
доктор философских наук, академик,
заслуженный деятель науки РФ В. Шепель

Цитаты из книг "Домашний имидж-консультант", "Профессия Имиджмейкер".